Печенгский муниципальный округ

Согласно статьи 66 Федерального закона от 12 декабря 2023 года № 565 «О занятости населения в Российской Федерации» под нелегальной занятостью понимается осуществление трудовой деятельности в нарушение установленного трудовым законодательством порядка оформления трудовых отношений.

С 01.01.2025 г. в соответствии со статьей 67 Федерального закона от 12.12.2023 г. № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» и в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2024 г. № 1927, Рострудом ведется общедоступный реестр работодателей, у которых были выявлены факты нелегальной занятости (https://rostrud.gov.ru/rostrud/deyatelnost/?CAT_ID=20446). 

В реестр включаются работодатели, совершившие после 1 января 2025 года административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 5.27 КоАП России (в части уклонения от оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем), и в отношении которых вынесено и вступило в законную силу постановление по делу об административном правонарушении.

Согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 февраля 2024 г. № 40н «Об утверждении Перечня сведений и информации, в том числе составляющих налоговую тайну, передаваемых налоговыми органами Российской Федерации в межведомственные комиссии субъектов Российской Федерации по противодействию нелегальной занятости, а также в территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости в порядке межведомственного взаимодействия» о нелегальной занятости свидетельствуют следующие признаки:

  • выплата заработной платы в размере ниже МРОТ более 10 работникам, если доля таких работников составляет не менее 10% от общего числа сотрудников (доплаты и выплаты в пользу работников по гражданско-правовым договорам в расчет не берутся);

  • наличие более 10 заключенных договоров с самозанятыми физлицами, применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», среднемесячный доход которых превышает 20 000 рублей и средняя продолжительность работы которых в компании составляет более 3 месяцев за год;

  • отклонение среднемесячной заработной платы, выплачиваемой работникам, от среднеотраслевой заработной платы по региону более чем на 35%.

В соответствии со статьей 67 Федерального закона от 12.12.2023 № 565-ФЗ
«О занятости населения в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2024 № 571 «Об утверждении Положения о создании и деятельности межведомственных комиссий субъектов Российской Федерации по противодействию нелегальной занятости», Положением о порядке создания и деятельности рабочих групп межведомственной комиссии Мурманской области по противодействию нелегальной занятости, утвержденным распоряжением Правительства Мурманской области от 02.08.2024 № 239-РП, при Администрации Печенгского муниципального округа создана рабочая группа межведомственной комиссии Мурманской области по противодействию нелегальной занятости в Печенгском муниципальном округе.

Основными задачами данной Рабочей группы являются:

  • противодействие нелегальной занятости на территории Печенгского муниципального округа;

  • проведение оперативного мониторинга и анализа результатов работы по противодействию нелегальной занятости на территории Печенгского муниципального округа.

Если организация или индивидуальный предприниматель будут иметь в своей деятельности хотя бы один из признаков нелегальной занятости, перечисленных в приказе Минтруда от 02.02.2024 № 40н, информацию о таких работодателях налоговый орган передаст в межведомственную комиссию Мурманской области по противодействию нелегальной занятости.

На основании всех этих сведений рабочая группа межведомственной комиссии Мурманской области по противодействию нелегальной занятости в Печенгском муниципальном округе организовывает заседания по проверке работодателей на предмет выявления фактов теневой занятости.

Официальное, в соответствии с законодательством, трудоустройство является гарантом социальной защищенности работника. В то время, как неофициальная занятость представляет серьезную угрозу для работника при наступлении различных страховых случаев.

Последствия неофициального трудоустройства и зарплаты в «конверте»:

  • отсутствие гарантированного размера заработной платы;

  • неполучение заработной платы в случае любого конфликта с работодателем;

  • неполучение отпускных, расчета при увольнении;

  • неполучение в полном объеме оплаты листка нетрудоспособности;

  • лишение социальных гарантий, связанных с сокращением, простоем, обучением, рождением ребенка, несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием и другими жизненными ситуациями;

  • отсутствие возможности получения кредита в банке на жилье, обучение, лечение и т.д.;

  • осуществление не в полном объеме отчислений страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование могут привести к проблемам формирования пенсий и пособий, необходимых в зрелом возрасте или при потере трудоспособности;

  • отсутствие возможности защитить и отстоять свои права и законные интересы в случае нарушения работодателем трудового законодательства.

Работник остается незащищенным в своих взаимоотношениях с работодателем, если работает в условиях неоформленных трудовых отношений. Он не в состоянии отстоять и защитить свои права и законные интересы в том случае, когда их нарушает или иным образом ущемляет работодатель.

Легализация трудовых отношений является решительной мерой борьбы с «теневой» занятостью.



AA